top of page

ПРИЗВАНИЕ И СЛУЖЕНИЕ

Чем призвание отличается от профессии? Какова роль священников в Церкви? Почему важно понимать своё призвание? Об этом читайте в статье о. Александра Конева.

В четвёртую неделю пасхального времени церковь молится о новых призваниях к священству. И не случайно четвёртое пасхальное воскресенье, которое называется «Воскресеньем Доброго Пастыря», является Всемирным днём молитвы о призваниях, который в этом году отмечался уже в 57-й раз. Евангелие этого дня (Ин. 10,1–10) содержит слова о том, что только Христос является подлинной дверью в овчий двор. В связи с этим праздником мы попробуем сегодня поразмышлять о том, что представляет собой пастырское служение священников.

Мы можем иногда думать о священническом призвании как своего рода «профессии», но тогда мы упускаем из виду то, что профессии людей определяют их роль в общественном разделении труда, и потому затрагивают только часть их жизненных интересов: самое главное в жизни остаётся вне этой области. Коллеги по работе, как правило, видят человека только с одной стороны, а именно, со стороны его участия в решении определённой трудовой задачи. Но при этом они чаще всего не видят самой «сущности» человека. Конечно, профессия оказывает определённое влияние на характер человека, но, как правило, она формирует только часть его личности.

Призвание, с другой стороны, глубоко проникает в самое ядро человеческой личности. В данном случае мы не имеем в виду того, что только у священников и монашествующих есть призвание: многие другие люди тоже находят его, но общим для любого призвания остаётся то, что оно затрагивает самый центр человеческого «Я», и следование призванию критически важно для того, чтобы личность достигла своего расцвета.

Мы знаем, что Второй Ватиканский Собор снова подчеркнул древний тезис об общем священстве верных, участвующих в служении Христа. Действительно, задачи христианской проповеди, освящения мира, а также молитвы, выражающей любовь и доверие человека к своему Творцу и Спасителю, не являются задачами только для одних лишь рукоположенных священников: эти действия определяют саму суть жизни христианина. Можно сказать, что то, что для священства является наиболее глубинным, присутствует в жизни каждого верующего во Христа.

Но если все верные участвуют во священническом служении Христа, то отчего Церкви нужны рукоположенные священники? Конечно, их функцию нельзя понимать как функцию тех, кто лично соединяет видимый мир со сверхъестественным: ни один из них не является неким medium comparationis, или «посредником» между Богом и людьми. Посредник между Богом и людьми есть только один — Иисус Христос, Бог и человек, Таинство Отца, дарованное людям. Тогда, если Христос есть Таинство спасения, то что делает служебное священство? Оно лишь исполняет волю самого Христа — чтобы постоянно делать это Таинство спасения присутствующим в жизни Церкви. В этом смысле служебное священство носит именно служебный характер, служа одновременно Христу-первосвященнику и общине верных и осуществляя своё особое служение через проповедь и литургически-сакраментальные действия, предназначенные для актуализации этой живительной связи между Главой Церкви и её Телом.

Таинства представляют собой постоянный способ присутствия Христа, превосходящий одно лишь моральное наставление или обычное воспоминание о важных событиях. Это — действия самого Христа-первосвященника, глубина которых ускользает от эмпирического наблюдателя, и которые всегда дают нам надежду на то, что Христос готов поддержать нас теми способами, которые известны только Ему одному. Иногда мы чувствуем себя слабыми и недостаточно верными Богу, порой не ощущаем Его присутствия, но тогда нам нужно вспомнить о том, что Он верен нам больше, чем мы сами себе верны, и Его Таинства действуют силой, превосходящей наши природные способности. Таинство соединяет нас с Богом таким образом, что мы можем положиться на его силу, не видя «несущих конструкций», которые поддерживают нас.

То, что христианское священство является Таинством, а не просто поручением общины, отражает тот сакраментальный способ, которым Бог пожелал присутствовать в мире. Когда мы говорим о сакраментальном способе присутствия Христа, то не должны забывать и о ещё одной двойственности сакраментального знака, помимо характеризующего его базового единства-двойственности мирского и сакрального. Это также двойственность слова и действия, характеризующая все Таинства. В этом свете можно понимать такие две задачи служебного священства, как литургия и проповедь, включающая пророческое служение учеников Христа. Проповедь истолковывает действия и проясняет их смысл таким образом, что служение пророчества (пророчества в широком смысле, а не в узком смысле «предсказания будущего») является внутреннее необходимой составной частью священнического служения.

Элемент, связанный со словом проповеди, требует того, чтобы священник полностью использовал свои человеческие способности, потому что задача актуализации и осмысления Слова Бога — это задача именно для человека, и если в сакраментальном действии протагонистом выступает Христос, от лица которого священник исполняет литургическую функцию, то в пророческом служении и истолковании знаков Таинств роль человека становится особенно важной. Таким образом, мы видим, что пастырское служение служебного священства соединяет в себе как «нисходящее» действие Бога, так и «восходящее» стремление человека, и ни одно из этих действий нельзя недооценивать, если мы стремимся в наибольшей полноте следовать Божиему плану спасения.

bottom of page