top of page

Интервью с о. Виталием

Предлагаем вашему вниманию интервью с нашим настоятелем о. Виталием Спицыным.



Отец Виталий, расскажите немного о себе, о своей семье. Как Вы пришли к Богу и в Церковь?

Я родился и вырос в Калининградской области в маленьком живописном городке. В моей семье, как и в большинстве других в то время, о Боге никогда не говорили. Кроме того, Калининградская область считалась особым атеистическим регионом, потому что до конца 80-х годов в ней не было ни одного действующего храма. Когда в 90-е годы начали открываться церкви, многие люди стали задумываться о Боге. Через участие в литовском культурном обществе (моя мама – литовка) я и моя сестра прикоснулись к Католической Церкви. В итоге мы приняли крещение. Моя сестра в 1991 году, а я – в 1994. Постепенно вся семья включилась в религиозную жизнь, а затем, когда мы переехали в Калининград, где была католическая церковь, мы стали принимать активное участие в жизни прихода. Моя сестра открыла в себе призвание к монашеской жизни. Она сейчас состоит в институте Шенштаттских сестёр Марии, мои родители стали аниматорами супружеского церковного движения «Диалог вдвоём», а я вот уже 13 лет служу как священник. Дела Господа и Его пути – удивительные.


Когда и каким образом Вы почувствовали своё призвание к священству и поняли, что это действительно Ваш путь?

Всегда очень трудно ответить на этот вопрос. Как почувствовал призвание? Просто однажды почувствовал, что это моё. Трудно отвечать ещё и потому, что понимание того, что такое призвание и что такое священство с годами меняется, углубляется. Я поступил в семинарию сразу после окончания средней школы. В то время я практически каждый день ходил в церковь, прислуживал у алтаря, тогда я просто почувствовал, что хочу быть священником. Затем, в годы семинарии, это моё желание оформлялось и очищалось. И сейчас я вижу, как Господь предлагает всё глубже и глубже проникать в тайну священнического призвания, насколько велик этот путь в Его глазах. Уверен, что ещё многому мне предстоит научиться, многое у Него спросить, многое понять.



Вы окончили Санкт-Петербургскую Высшую духовную семинарию. В каком году это было?

Да, я учился в нашей Санкт-Петербургской семинарии «Мария – Царица Апостолов», в которой сейчас и служу. Окончил я её и был рукоположен в священники в 2006 году.


Какие моменты учёбы в семинарии Вам запомнились как наиболее позитивные? Кто из педагогов особым образом повлиял на Вас?

Самое позитивное, что мне приходит в голову – это дружба с братьями семинаристами. Эта дружба была большой поддержкой в годы учёбы, это также огромное сокровище, которое сохранилось до сих пор. Теперь уже священники, те ребята, с которыми я учился, остаются для меня огромной поддержкой.

Из педагогов вспоминаются несколько священников. Это, в первую очередь, отец Бернардо Антонини - ректор, учитель молитвы и заботливый пастырь. Отец Пьетро Скалини, несколько лет служивший префектом по воспитанию, был настоящим другом семинаристов; то же можно сказать и про отца Кшиштофа Андрышака (духовного отца). Лекции отца Пьера Дюмулена по экзегезису произвели на меня огромное впечатление, именно он заставил меня влюбиться в Святое Писание. Много и других хороших, добрых священников и преподавателей было рядом в годы моей учёбы. Всем я очень благодарен.


А какие были трудности в учёбе?

Наверное, все трудности были только из-за лени. То, за что особенно стыдно, – тройка по христологии и то, что с опозданием в несколько лет защитил дипломную работу.


В настоящий момент Вы являетесь вице-ректором семинарии. Что можете сказать о нынешних студентах? Чем они отличаются от Вашего поколения?

Сейчас семинаристов очень мало. В прошлом году было всего шесть человек, нас же, когда я поступил, было почти шестьдесят. И всё-таки сейчас семинаристы другие, более зрелые, серьёзные, практически все с высшим образованием. Я с большой радостью наблюдаю, как они всматриваются в своё призвание, как стараются расти, как мечтают и как готовятся к священническому служению. Искренне желаю каждому из них окончить семинарию и ступить на прекрасный избранный ими путь.



После рукоположения Вы служили в Калининграде, в Туле. Сейчас Вы – настоятель прихода в Санкт-Петербурге. На Ваш взгляд, что общего можно увидеть во всех приходах и чем отличаются общины в разных городах?

Калининград, Тула, Санкт-Петербург – это совсем разные миры в том, что касается жизни католика. Санкт-Петербург – город со множеством приходов, священников, разных церковных инициатив, в этом его большое богатство. Не хватает, однако, ощущения приходской семьи, заботы прихожан о своих общинах. В Туле как раз обратная ситуация. Приход очень маленький, католиков немного, священник один, поэтому все стараются держаться друг за друга. Это обычная ситуация в провинциальном российском городе, и быть тут католиком довольно непросто. Калининград же – город с наибольшим процентом католиков в России. Здесь ты почти везде будешь чувствовать себя своим, даже вне храма. Это особенность нашего самого западного региона.


Не секрет, что некоторые священники относятся к прихожанам не как добрые пастыри, а как начальники к подчинённым. Иногда можно услышать: «Я – священник, я знаю лучше». Как Вы считаете: в каких моментах священник действительно что-то знает лучше, а когда ему не помешало бы советоваться с мирянами?

Сама фраза «Я – священник, я знаю лучше» звучит как-то странно. Священство само по себе не даёт какого-то тайного знания, недоступного мирянам. Я думаю, всегда надо быть открытым на мнения других людей. И всё-таки, на мой взгляд, то, чего сегодня не хватает со стороны мирян – это не советов, а готовности разделить ответственность за приход.


Что, по-Вашему, необходимо, чтобы приход был по-настоящему христианской общиной?

Необходимо каждому искать единства с Иисусом, слушать Его и стараться следовать Его воле. Ответ довольно прост, но не так просто этим жить.


Кто Ваш любимый святой? Чему Вы у него учитесь?

Много святых особенно близки мне. В последнее время я особенно вглядываюсь в святого Иосифа, в Марию и в святого Петра. У Марии учусь с доверием созерцать тайну своей жизни, «складывать всё в своём сердце» и верить, что во всём действует Господь, у Иосифа учусь принимать ответственность за Церковь, как он принял Иисуса и растил как своего сына, у Петра учусь принимать прощение, которое даёт Иисус.



А какие у Вас интересы, не связанные со служением? Каких писателей любите? Какую музыку слушаете?

Парашютный спорт. Довольно активно занимался им в одно время. Хоть уже не прыгал давно, и вряд ли буду, но глаза и сердце всегда устремлены в небо. Интересно, что именно этот опыт очень помогает мне в разных ситуациях и в духовной жизни: бороться со страхом, уметь довериться, расслабиться.

Из классиков с особым удовольствием читаю Достоевского. Любимый музыкальный коллектив – группа ДДТ, также очень люблю блюз.


Какие слова из Библии Вы могли бы назвать своим жизненным девизом?

Те слова, которые я написал на своей примиционной карточке. Эти слова попались мне, когда я был ещё в семинарии на четвёртом курсе, я просто случайно открыл Библию. И эти слова до сих пор являются для меня огромной поддержкой и утешением: «Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе». (Ис.41,13)


Спасибо.


Беседовала Ольга Романова


bottom of page