top of page

ЧТО ТАКОЕ ДИСПЕНСАЦИЯ?


На этот вопрос отвечает специалист по каноническому праву

о. Александр Коробцов

Некоторое время назад все мы встретились с новым для нас явлением. Я имею в виду так называемую диспенсацию. Архиепископ Павел Пецци предоставил нам диспенсацию в вопросе обязанности посещения святой Мессы по воскресеньям и обязательным торжествам; в вопросе обязательной исповеди в Великий пост. Архиепископ объявил, что мы, – в связи с особыми событиями сейчас, – не обязаны посещать святую Мессу, а великопостная исповедь может быть совершена до дня Пятидесятницы. Это и есть содержание данной диспенсации.

Думаю, некоторые из нас могут не знать, что же такое диспенсация.

Канон 85 Кодекса канонического права говорит, что диспенсация – это «послабление в сугубо церковном законе, делаемое в особом случае». О чём здесь мы можем поговорить? Во-первых, диспенсация возможна только для «сугубо церковных законов». Что это значит?

Как мы верим, законы делятся на законы позитивного права и божественного права. Позитивное право – это законы, написанные и принятые людьми – руководителями стран, областей и т.д. В Церкви эти законы принимаются, очевидным образом, руководителями Церкви и называются «церковными законами». А вот божественное право – это законы, созданные самим Богом и содержащиеся в Священном Писании и в базовых установках сознания и совести человека. Например, обязательное наличие воды для совершения крещения человека опирается на слова Христа в Евангелии (Ин. 3, 5), а, допустим, запрет убийства находится и в Писании, и в совести человека, даже не знающего Библии. Очевидно, что божественное право не может подлежать диспенсации, поэтому канон говорит о послаблении сугубо в «церковном законе».

Возьмём такой пример: канон 1086 §1 говорит, что брак католика с некрещёным человеком невозможен. Конечно же, это церковный, а не божественный закон. Он продиктован заботой Церкви о благе верующего человека, который иногда может находиться в тяжёлых испытаниях, будучи в браке с некрещёным. Но божественным законом эта норма, тем не менее, не является; в Священном Писании даже прямо сказано, что подобные браки могут быть благотворными («неверующий муж освящается женою верующею» и т.д., 1 Кор 7, 12-14). Поэтому §2 того же канона 1086 говорит о том, что диспенсация в данном случае возможна (и она, безусловно, даётся).


В отличие от этого невозможность брака по прямой линии (см. канон 1091 §1) является, конечно, божественным законом. Совершенно очевидно для каждого человека, что внучка, например, не может выйти замуж за своего дедушку. Поэтому диспенсация здесь никогда невозможна.

Итак, мы разобрались, что значит «в сугубо церковном законе». Сейчас посмотрим, кто и как может давать диспенсацию.

Канон 87 §1 говорит, что диспенсацию может давать епископ данной епархии. Он может диспенсировать как от универсальных (существующих для всей Церкви в мире), так и от партикулярных законов (т.е., от законов данной епархии, как сейчас мы часто говорим, – «регионального законодательства»). Епископ не может диспенсировать, – продолжает канон, – от процессуальных законов и карающих законов (категория законов, более или менее соответствующая в законодательстве Церкви уголовному праву в светском мире). Это логично, было бы странно давать диспенсацию на совершение уголовного преступления. Наконец, епископ не может даровать диспенсацию в тех случаях, когда она оговоренным образом сохраняется за Папским Престолом. Например, канон 1090 говорит, что мужчина и женщина, убившие супруга одного из них, не могут потом заключить между собой брак. А в каноне 1078 §2 2-й п. написано, что диспенсацию, разрешающую им жениться, может дать только Папа.

Кроме епископа диспенсации может предоставлять и настоятель прихода. Он делает это в двух случаях: может по каким-либо справедливым причинам освободить от соблюдения праздничного дня (т.е. от участия в Мессе в воскресенье и в торжество) и от соблюдения поста (канон 1245).

Наконец, тот, кто даёт диспенсацию, – говорит канон 91, – может предоставлять её для всех, относящихся к его территории (т.е. всех католиков этой епархии, всех прихожан этого прихода), включая даже тех, кто сейчас находится за её пределами, и для всех католиков других территорий (епархий, приходов), которые сейчас физически находятся на территории, подчинённой человеку, который даёт диспенсацию. Иными словами: всем нашим по всему миру и всем чужим на нашей земле. Таким образом, мы видим, что Церковь применяет такое правовое явление, как диспенсация, чтобы в сложной ситуации помочь духовному благу максимального числа людей.

bottom of page