2-е воскресенье Адвента

Традиция Адвента сформировалась к IV веку и поначалу представляла собой особое время духовной подготовки к празднику Богоявления, так как по крайней мере в некоторых регионах он издревле считался важнее праздника Рождества, поскольку в этот день обычно совершался обряд крещения для многих людей. Это время покаяния и поста, призванное напомнить о том, что Христос вновь придет в конце времен как Судия живых и мертвых.

Однако полному развитию Богоявленской четыредесятницы противостояло быстрое усиление значимости праздника Рождества, распространявшегося из Рима. В самом Риме Адвент появился в начале VI века и уже к его концу, под влиянием различных факторов, принял устойчивую форму и стал нормой для всего западного христианства. Несмотря на постный и покаянный характер Адвента, основной тон все же задавало исполненное радостной надежды ожидание Того, Кому должно прийти.

Реформа Адвента была начата в 50-х годах прошлого столетия, незадолго до II Ватиканского собора, но подлинно новый литургический порядок появился только после него.

Согласно ныне действующим нормам время Адвента начинается с первой вечерни воскресенья, которое выпадает на 30 ноября или наиболее близко подходит к этой дате. Как сообщает нам Золотая Легенда: «Адвент Господень отмечается в течении четырех недель, дабы обозначить, что Пришествие Христово четырехчастно: ибо Христос пришел во плоти, пришел в наши души, пришел в смерть нашу и придет, чтобы вершить суд. (…) Последняя же неделя почти никогда не завершается, ибо слава, которая дастся святым в последнее пришествие Христово, не будет иметь конца». (Иаков Ворагинский, Золотая Легенда, с. 29).

Церковь особым образом выделяет два аспекта времени Адвента: с одной стороны, оно призвано привлечь сердца к ожиданию Второго пришествия Христа в конце времен, а с другой - представляет собой подготовку к Рождественским торжествам с их воспоминанием Первого пришествия к людям Сына Божия. С обеих точек зрения период Адвента — время исполненного веры радостного ожидания.

Оба аспекта следуют друг за другом. От 1-го воскресенья Адвента и до 16-го декабря в центре богослужебных последований стоит Пришествие Господа в конце времен, тогда как будние дни с 17-го по 24-е декабря непосредственно направлены на подготовку к Рождеству Христову.

Оба аспекта подчеркиваются сдержанностью в украшении алтаря и храма и широким использованием символа света – свечей (к примеру, Месса Rorate). Также и в музыке – подготавливаются соответствующие песнопения, а орган и другие музыкальные инструменты могут использоваться только для сопровождения пения.

Это время покаяния и поста, когда следует заботиться о бедных и нуждающихся посредством благотворительности. Душеспасительно уделять в этот период особое внимание испытанию совести и практике исповеди. По возможности и с согласия своего духовного отца поощряется совершить духовные упражнения.

Завершается время Адвента перед первой вечерней праздника Рождества.

Александр Хайдуков, семинарист