Тело и Кровь — таинство общения и единства

Во второе воскресенье после Торжества Пятидесятницы Церковь отмечает Торжество Пресвятых Тела и Крови Христовых. Своими размышлениями о сути этого события поделился наш прихожанин Сергей Сабсай.


Торжество Пресвятых Тела и Крови Христовых 2011 год. Фото Евгения Мартыновича

Когда на Мессе навечерия Троицы зазвучала Gloria, мне захотелось взять звонок и добавить им колокольного звона, как на Пасху. И как на Пасху, в этот момент было радостно до слёз — публичные богослужения возобновились, начало возобновляться живое общение. То, что Бог внутри Себя, по самой сути Своей есть любовь, взаимоотношения Личностей, вечный Их танец (как говорит о. Сергей Тимашов) — это то, что мы способны понять на примере своей жизни в отношениях с другими, в любви внутри семьи, к женщине, к друзьям, наставникам, ученикам... Человек подобен Богу не только свободой, но и тем, что он не может без отношений, без других — ведь дети-"маугли", выращенные животными, после определённого возраста уже не социализируются, даже не осваивают язык… И вот теперь, после периода карантина, через неделю после торжества Троицы я ясно вижу, насколько Corpus Christi, торжество Тела и Крови Христовых продолжает тему предыдущего торжества в новом раскрытии.

Таинство Евхаристии, Хлеб жизни и Чаша спасения — это способ, которым Бог вводит нас в то самое общение Троицы, делает нам прививку вечной жизни. Раздавая Себя — собирает нас в Себя, делает частицами Своего нового, таинственного Тела — Церкви. Символично, что материя, избранная Богом, чтобы через неё дать нам таинство единства с Собой и между собой — это хлеб, рождающийся из многих зёрен, и вино, в котором слился сок многих виноградин. Но хлеб и вино напоминают нам только об одном аспекте — единстве.

Другой аспект — различие, которое настолько же органично, как единство. Ведь тело — это не аморфное собрание одинаковых клеток; тело — организм, сложно устроенный, в котором все члены и органы — разные. А поскольку разные, то нуждаются друг в друге, дополняют друг друга, действуют совместно; иначе — болезнь. Как часто мы об этом забываем и своими взаимными обидами и счётами, холиварами, злословием если не наносим раны Церкви как таинственному Телу Христа (раны — это скорее разрывы между отдельными церквями и отсутствие евхаристического общения), то вызываем воспаления, нарывы, гнойники, порой отталкивающие от Церкви тех, кто наткнулся именно на них…

Но с другой стороны — этим же единством, мне кажется, обусловлен многократно повторяющийся и в Библии, и в учении Церкви призыв молиться друг за друга. Мне здесь видится опять же образ организма: если лекарство невозможно доставить напрямую к больному органу (человек закрыт для благодати), вступают в действие «каналы транспортировки» — скрытая, но реальная связь между христианами.

И ещё один аспект понимания нынешнего торжества, связанный с Сердцем Иисуса, которое мы особо почитаем в июне. Он вынесен из очень личного опыта — медитации перед Распятием во время игнатианских духовных упражнений. За мучительным страданием Распятого – где-то глубокого в груди (наверное, в сердце) маленькая, узкая точка глубинного внутреннего спокойствия: всё совершается, что должно совершиться; и такая же тонкая, маленькая точка в глубине моей груди, невидимой тончайшей связью соединённая с той самой точкой внутреннего спокойствия – с Сердцем Иисуса. Это было ясное осознание действия Евхаристии: плоть сердца Иисуса, входящая в моё сердце и создающая эту невидимую, но реальную связь.

Итак, родившийся в Бейт-Лехеме, Доме Хлеба – "хлеб живой, сошедший с небес". Уже здесь начинается головокружительная динамика, вовлекающая нас в динамику отношений внутри Бог-Троицы. Иисус дарит нам Себя – буквально раздаёт, используя для этого на одном уровне – Тело, которое принял от Матери, на другом – те самые дары, что мы приносим Богу на Евхаристии. Но что может являться нашим даром Творцу неба и земли? Хлеб и вино? – но Он Сам дал их нам. Остаёмся мы сами. Нас нам самим тоже даровал Он; но – вместе с нами даровал нам свободу, и только она способна придать ценность нашей попытке ответного дара. Ведь будь это дарение не добровольным, оно не было бы именно дарением и не имело бы ни смысла, ни цены. Остаётся только выдохнуть, причастившись: благодарю, Господи, что Ты мне даришь Себя; возьми в ответ жизнь мою и сделай её хвалой и служением Тебе.


Торжество Пресвятых Тела и Крови Христовых 2013 год Фото Евгения Мартыновича

#статья

Приход Успения Пресвятой Девы Марии
Римско-католической Церкви в Санкт-Петербурге
 
195005 г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, дом 11
 
тел. 8(812) 316-42-55; 989-49-39
e-mail: uspenie-spb@yandex.ru