ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ

Своими размышлениями на отрывок из Евангелия от Иоанна поделился о. Александр Конев



Евангелие пятого воскресенья Великого Поста рассказывает нам историю о воскрешении Лазаря. В этой истории, как и в нашей жизни, переплетены вместе радость и скорбь. Лазарь заболел и умер, что было тяжёлым ударом для всех, кто его любил. Затем Господь воскресил его и дал своим друзьям твёрдую надежду на то, что смерть не имеет последнего слова.

Может быть, у кого-то появится вопрос: отчего Христос не исцелил Лазаря раньше, зачем нужно было его сёстрам проходить через такой тяжёлый опыт утраты близкого человека? Комментаторы часто указывают на то, что смерть и воскрешение Лазаря было предзнаменованием того, что случится с самим Иисусом, пророчеством о главном спасительном событии нашей истории. Это действительно так, но, кроме того, нам не следует отделять смерть и воскресение Лазаря от нашей собственной истории, глядя на события в Вифании так, будто это был лишь один из множества возможных сюжетов, которые случаются в историях о людях. Каждая из евангельских историй на самом деле представляет собой один из моментов нашей личной истории. У каждого из нас умирают близкие и друзья, да мы и сами болеем… В конечном счёте смерть, как известно, для каждого остаётся тем, что можно ожидать с полной несомненностью. Но Господь — наш друг, и он показал нам путь воскресения, открыл нам дорогу к вечной жизни. Сможем ли мы проявить достаточно доверия к Нему, или же нам нужно всегда чувствовать себя в безопасности? Мы принимаем то, что источник жизни — в Боге, или предпочитаем опираться на то, что видно глазу и осязаемо? Способны ли мы верить Богу?



Если посмотреть на себя честно, то на такой вопрос трудно ответить «да» без всяких колебаний. Можно вспомнить, что вскоре после того, как апостол Пётр в Гефсиманском саду заявил о своей верности Христу, он всё же поколебался в вере. Наша вера тоже несовершенна: нам постоянно хочется, чтобы мы понимали всё происходящее, чтобы будущее было просчитываемо, чтобы под ногами была твёрдая почва, и потому иногда забываем о том, что наша настоящая опора только в Боге, и в момент нашего сосредоточения на «стихиях мира» внезапно начинаем куда-то проваливаться, как это случилось с тем же апостолом Петром, пошедшим было по воде навстречу Иисусу.

Именно потому, что мы слабы, евангельские рассказы и показывают нам то, что с нами происходит, а также то, что нам надо делать в моменты слабости. Да, мы не чистые духи, в отличие от ангелов: мы живём в теле, находимся в материальном мире, и это значит, что нам надо действовать соответственно нашей структуре, нам следует стараться разумно управлять той материей, которую Бог даёт нам. Мы не можем игнорировать законы материального мира и жить как бесплотные духи. Но мы не имеем права также и забывать о нашей духовной стороне, которая опирается не на плотность материи, а на Бога, который сам есть Дух животворящий.

В нашей жизни мы часто обнаруживаем, что есть напряжение между нашей практической жизнью и целями, которые мы преследуем. С одной стороны, надо с увлечённостью относиться к нашей работе в мире, жить с ответственностью, понимая, что серьёзность нашего действия в телесном мире влияет на формирование нашего духа, который, по большому счёту, сам этому миру не принадлежит. А с другой стороны, нужно в то же время помнить о том, что решает вопрос о нашей окончательной судьбе не сотворённый мир, а наша связь с Тем, Кто сотворил этот мир. Определённая «податливость» мира и то, что мы способны познавать его законы и как-то управлять событиями, нередко склоняет нас к тому, чтобы видеть себя в центре мира как некий его организующий центр. И вдруг происходят какие-то события, которые выбивают у нас из-под ног опору, ещё недавно казавшуюся надёжной. И тогда нам надо, следуя Марии и Марфе, просто довериться Богу, вручить Его заботе свою судьбу. Это тем сложнее, чем сильнее было испытанное нами потрясение. Поэтому евангельский текст в этом году снова рассказывает нам историю о воскрешении Лазаря, чтобы мы могли узнать и затем правильно прожить её в тот момент, когда она случится с нами.

#Размышения #Статья #отецАлександрКонец

Приход Успения Пресвятой Девы Марии
Римско-католической Церкви в Санкт-Петербурге
 
195005 г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, дом 11
 
тел. 8(812) 316-42-55; 989-49-39
e-mail: uspenie-spb@yandex.ru